«Это был один из русских писателей-прозаиков, поражающий необыкновенною ясностью изложения предметов самых сложных и движений мысли, едва уловимых. Глубокий оригинальный мыслитель обладал необыкновенным, почти платоновским, изя­ществом изложения. По языку он писатель классический».


Филосовские взгляды

«Главная заслуга Киреевского в том, что им была сделана одна из первых попыток утвердить русскую философию на собственном фундаменте, каким являлось православие как основа национального духа. Голос «тишайшего философа» почти не был услышан современниками. Зато семена, посеянные им, обильно взошли в системах его позднейших последователей, к числу которых относятся почти все крупнейшие представители русского религиозного ренессанса XX века».

«Его славянофильство можно считать реакцией на его же собственное первоначальное «западничество». Противопоставление России и Европы осуществляется им на макро- и микроуровнях.

«На макроуровне речь идет о двух типах просвещения /или «образованности», фактически же имеется в виду культура и цивилизация/: если европейское просвещение рассудочно и секуляризовано, то русское просвещение, полученное от Ви­зантии, по мнению Киреевского, основано на началах братства и смирения».

«На микроуровне односторонне рассудочному западному человеку противостоит человек русской культуры, носитель целостного сознания. Сама эта целостность понимается Киреевским как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни. Поэтому россиянин является носителем соборного или, как предпочитает выражаться К., «общинного духа», в то время как западный человек — носитель духа отрицания, то есть эгоизма и индивидуализма».

«Недостаток основного «методологического приема», который использовали Киреевский и другие славянофилы при сравнении России и Запада и который обнаружил у них В. С. Соловьев, заключается в следующем: фактические грехи Запада срав­ниваются не с русской действительностью, а с идеалами Древней Руси, естественно, преимущество оказывается на стороне указанных идеалов».