«Сочинитель Киреевский, рассуждая будто бы о литературе, разумеет совсем иное: под словом просвещение он понимает свободу, деятельность разума означает у него революцию, а искусно-отысканная середина не что иное, как конституция».


Историко-философские взгляды Киреевского.

«Культура западной Европы страдает односторонностью, обусловливаемою господством в ней рационализма; русская народная жизнь характеризуется цельностью духовного начала и определяется требованием гармонического соединения ума, сердца и воли; основанием этой цельности является народная вера — православие, и будущность просвещения заключается в развитии его в духе учения православной церкви».


«Основное противоречие между образованностью западной и восточной формулируется как противоречие между схемой и жизнью, формальным разумом и живым чувством, самовластием индивидуума и общинным согласием».


«Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».