«Всегда весел, бодр, подвижен, воздержан, целомудр, всем доволен, благодушествующ перед всеми, словоохотен, где непринужден говорить, из всего выводящий нравоучение, почтителен ко всякому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с неимущими, выбирал и любил друзей по сердцу их, имел набожество без суеверия, ученость без кичения, обхождение без лести».


Философские взгляды странствующего философа

Весь мир по Сковороде состоит из трех миров:

большой – макрокосм - это природа - включает в себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего значения, потому что через внутреннюю суть отдельных вещей можно постичь «тайные пружины развития всей Вселенной». При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.

малый - микрокосм – человек - все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. Из позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к Богу без посредников, потому что Богом является сама природа, а человек - ее творение, - познавая Бога - познает самого себя. В этом значении Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемой мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножения человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Быстрее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем умнее и скромнее должны быть его потребности.

символический - Библия - Сковорода считает, что представленные в Библии легенды - это фантазия, обман, фальсификация, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложенно таинственное значение, полезное и поучительное знание - с другой.

В каждом мире существуют два начала:

видимое - материя или временное;

невидимое - Бог или вечность. Во всей природе дух
господствует над материей.

Для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.

У него труд - это не обязанность, не долг, не принуждение /как общество считает сегодня/, а, напротив, свободный выбор человека.

Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага Сковорода советовал: не входить в «несродную стать», не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у него название «несродности». Указать свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье.


Душа - это то, что делает траву - травой, дерево - деревом, человека - человеком. Без души: трава - сено, дерево - дрова, человек – труп.


Смысл человеческого существования - подвиг самопознания.


Правду говорить легко и просто.


Всё сложное – неправда.